Бог
решил всем людям на Земле дать место для того, чтобы они занялись земледелием, ушли
из пещер и начали строить себе жилье, создали свои государства. Так, он
приказал всем нациям прийти к нему в субботу с самого раннего утра, чтобы раздать
им земли.
В субботу с утра стал собираться
народ. Образовалась длинная очередь. Бог стал раздавать земли: немцам,
французам, арабам, персам. До вечера он закончил делёж, под конец которого прибежали
к нему цыгане. Бог сказал им, что уже поздно, что он раздал все земли, но они
стали так его просить, что Бог позволил им жить в каждой стране и кочевать с
одного места на другое, потому что у него не осталось больше свободного кусочка
суши.
На следующий день, в воскресенье,
Бог был весел, радостен, что хорошо поработал в субботу и удовлетворил всех
людей на Земле. Но вечером, в воскресенье, он услышал, что кто-то сильно бьет в
его ворота. Когда Бог вышел, то увидел столпившихся эллинов. «Почему вы
опоздали? Почему вы не пришли вчера? И почему вы пришли сегодня? Сегодня у меня
нет даже клочка земли дать вам!» Тут
греки стали все вместе ему говорить: «Ах, Господи, у тебя здесь была такая
очередь, что только тот, у кого нет дела, мог бы ее простоять. Когда мы увидели
столько народу, то решили прийти попозже, когда все разойдутся.» «Но... –
возразил Бог, - Сейчас мне нечего вам дать. Я все земли уже раздал...» Но греки
не отчаивались. «Боже, ты ведь знаешь нас греков. Мы и в науках показали себя,
мы и такую науку, как философия выдумали, и медицину развили, и искусство изобрели,
и стихи пишем…» «Я очень хорошо знаю, какой вы народ, я слежу за вами и
восторгаюсь, но вы все делаете в последнюю минуту, вы вечно спорите и ищите
истину, вы как маленькие дети разрушаете все то, что сделали, чтобы начать
строить заново …» «Но мы придумали театр, и тебе самому нравится смотреть наши
комедии и трагедии. Мы придумали музыкальные инструменты и создали музыку, мы
…» «Знаю, знаю, знаю. Ладно, уговорили. Вы действительно заслужили иметь свою
землю. И я дам вам ее. Но она очень маленькая, потому что я ее оставил, чтобы
отдыхать там, как в раю …»
Это
– Греция. Это рай на Земле. Это тот уголок, который манит и привлекает. Здесь
пуп Земли, здесь где-то была Атлантида, здесь Парнас, здесь Акрополь…
Вся
Греция – это музей истории и цивилизации, культуры и искусства, науки и
просвещения. Вот этот музей, который называется Эллада, я хочу вам показать и
рассказать о нем не то, что вы можете прочесть в любой книжке о Греции или в
туристическом буклете, а то, что я узнала из множества книг, из моих личных
посещений музеев, городов и островов Греции.
И
первое знакомство мы начнем с первой цивилизации, найденной в Европе. Если у
вас будет возможность, то посетите музей Кноссос (Κνωσσός) на острове Крит.
Речь идет о государстве, существовавшем более 5-ти тысяч лет назад! Коротко
расскажу о том, что мы знаем о нем из мифов, античной истории и археологии.
Когда-то
здесь было могущественное Минойское царство. Царь Миноас (Μίνωας) построил большой
дворец, в стране процветало сельское хозяйство: земледелие, скотоводство. Мужчины
занимались кустарным производством гончарных изделий, женщины ткали холсты. Но
боги наказали жену Миноса за то, что она была очень хвастливой, поэтому родила
она сына-чудовище, получеловека-полубыка, которого и назвали Минотавром (от
слов Μίνωας - царь
и ταύρος – бык).
Сам царь, чтобы спрятать сына и скрыть свой позор, пригласил на Крит известного
тогда строителя и изобретателя Дедала, который приехал на Крит со своим сыном
Икаром. Здесь они построили дворец для царя Миноаса, который имел подземный
лабиринт, где должен был жить Минотавр. Лабиринт имел очень много коридоров,
которые вели в комнату Минотавра. Когда работа была закончена, то царь Миноас
не хотел отпускать Дедала обратно в Афины, чтобы последний не рассказал и не
выдал тайну Лабиринта. Но изобретательный Дедал сделал крылья для себя и для
сына Икара, прикрепив к ним расплавленным воском перья птиц, и полетел в Афины.
Но Икар, забыв наставления своего отца Дедала не подниматься высоко в небо,
стал летать и кружиться в небе, поднимаясь высоко к солнцу. От этого воск у его
крыльев стал таять, перья попадали, и Икар упал с большой высоту в воду. С тех
пор это море стали называться Икарским (Ικαρία).
Через
несколько лет царь Миноас выиграл войну с Афинами, за что царь Афин Эгей должен
был каждый раз отправлять на Крит 7 юношей и 7 девушек на съедение к Минотавру.
Но сын Эгея, Тезей, решил сам поехать к Миноасу вместе с другими девушками и
юношами, чтобы убить Минотавра и избавить Афины от такой страшной дани. Отец долго
не соглашался отпускать своего единственного сына, но затем уступил ему с одним
условием: если Тезей убьет Минотавра и останется живым, то он поменяет черные
траурные паруса на белые. Тезей согласился и на следующий день судно с 7
юношами и 7 девушками, под плач их матерей, взяло курс на остров Крит. Во
дворце у Миноаса их торжественно встретили и устроили пир, но никто не хотел
есть и веселиться, потому все они знали, что утром их поведут на съедение к
чудовищу. На пиру в Тезея влюбилась Ариадна (Αριάδνη), дочь царя Миноаса. Она решила помочь юноше и
спасти его от неминуемой смерти. На следующее утро всех афинян ввели в лабиринт
и закрыли за ними большие ворота. Но Ариадна успела дать Тезею небольшой меч и
клубок ниток, научив героя, что делать. Когда ворота за молодыми людьми
закрылись, то Тезей привязал конец нитки к воротам и стал разматывать клубок по
мере того, как они шли по лабиринту. Когда молодые люди дошли до комнаты
Минотавра и получеловек бросился на них, то Тезей начал с ним бороться и победил.
Сейчас надо было найти обратную дорогу в лабиринте. Вот тогда Тезей и стал
наматывать нитку на клубок, что позволило молодым людям найти обратную дорогу к
воротам лабиринта. Там их ждала Ариадна. Все они побежали к судну, подняли
паруса и быстро отчалили. Но в спешке Тезей забыл поменять черные паруса на
белые. Так, Эгей, который каждый день поднимался на скалу и смотрел с надеждой
вдаль, увидел судно с черными парусами. От мысли, что его сына съел Минотавр и
что он больше никогда не увидит Тезея, Эгей бросился со скалы в воду. С тех пор
это море называется Эгейским …
Вот
в нескольких словах то, что мы знаем о Миноасе и его царстве из мифов и легенд
Греции. До 19-го века все думали, что все рассказы о Миноасе и о его стране -
сказка, сохраненная народом, что этого не могло быть, что в те времена не могло
быть такого развитого государства. Но раскопки, сделанные Артуром Эвансом на
развалинах дворца, доказали не только существование этого государства, но и
много того, чего не сохранили легенды.
Когда
вы выедете из столицы острова Ираклион (Ηράκλειο) в сторону музея, а это займет только
несколько минут, вы вначале просто не поверите своим глазам. Возможно ли, чтобы
люди бронзового века могли сделать все это? Как? Здесь вы увидите первую в
Европе мощеную дорогу, которая датируется 30 веком до н.э.! А сам дворец! Площадь
его более 20.000 кв.м. Причем он не был никогда окружен крепостной стеной, что
говорит нам о том, что жители не боялись войн или набегов врагов. Посмотрите,
как, примерно, выглядел дворец. Таким, согласно раскопкам и самому макету Эванса,
был дворец.
Начнем
с одного из входов во дворец, находящийся в западной части. Надо отметить, что
у дворца вообще роскошные входы, которые обращают на себя внимание изяществом и
вкусом работы, радуя глаз даже сегодняшнего посетителя.
Мощеная
дорога ведет на небольшую площадь, которую, скорее всего, использовали при
жертвоприношениях и официальных церемониях.
Оттуда
большая триумфальная дорога – царская дорога – идет к Маленькому дворцу в
северо-западной части, где происходили театральные представления под открытым
небом.
Представьте
себе – здесь был первый в мире театр! Сцена его, как видите, четырехугольная и
отделана плитами, а ступеньки вокруг использовали для сидения.
Ученые
считают, что театральное представление в Кноссос было, скорее всего, без слов,
то есть напоминало пантомиму. Тем не менее, это были первые театральные
представления, первые зрители, первые выступления на публику. Речь идет о 30
веке до нашей эры!
По
дороге мы встречаем расписные колонны и фреску с минотавром – подтверждающим
легенду, а также очень красивый белый орнамент вокруг колонн на метопах.
Дорога
продолжается и ведет в тронный зал и на центральную площадь. Видимо, именно в
тронном зале царь встречал гостей и посетителей со всего известного тогда мира,
своих подчиненных и жителей города.
Это
великолепнейшая комната с колоннами и фресками на стенах. Ее украшает трон
самого царя Миноаса. Посмотрите, как красиво!
Здесь
не перестаешь удивляться краскам – все строительные материалы во дворце окрашены
в разные цвета. Колонны темно-кирпичного цвета, зал украшает темно-красные,
белые, голубые фрески-рисунки на стенах.
В
этой южной части дворца внимание привлекает сам тронный зал (Αίθουσα του Θρόνου) с
троном, южный вход (Νότιο Πρόπυλο) и триумфальный
проход (Διάδρομος της Πομπής)). Здесь же можно увидеть фреску-шедевр принца с лилиями (Πρίγκιπας με τα Κρίνα), как его назвали
археологи.
Почти
во всех комнатах дворца имеются настенные рисунки, фрески, которые рассказывают
нам о том, чем занимались в те далекие годы, как развлекались, в каких богов
верили – одним словом, как жили в бронзовом веке на Крите.
Весь дворец разделен как бы на несколько корпусов, каждый из которых состоит из нескольких домов и комнат. Здания здесь двух-, трех-, четырех- и даже пятиэтажные. Лестницы дворца соединяли этажи и образовывали изумительный архитектурный ансамбль, пронизывая дворец снизу вверх, сочетаясь с колоннами и внутренним интерьером.
В восточной части
дворца находились жилые помещения, большие залы приемов. Самый изысканный и
неповторимый зал – это зал с двойным топором (διπλός πέλεκις) и дворец царицы (παλάτι
της βασίλισσας), куда ведет большая роскошная
лестница.
Входные
двери самого дворца делали многостворчатыми, где одна створка заходила за
другую, что эстетически подходило к интерьеру и сочеталось многочисленными
колоннами и величественными лестницами, которые вели в глубину помещений.
При
строительстве дворца широко применялся камень, дерево и алебастр. Каменные
стены дворца отделывали штукатуркой, и
украшали фресками. Слово фреска
образовано от греческого слова φρέσκα, то есть свежая, сырая
должна была быть штукатурка, чтобы на ней рисовали картину. Так стали
впоследствии называть этот вид живописи потому, что после наложение на стенку
штукатурки, она не должна была высохнуть, потому что на сырую штукатурку
наносили рисунок цветными красками. Так, краски проникали в штукатурку и
высыхали вместе с ней, сохраняя цвет и рисунок.
Не
перестаешь удивляться разнообразию строительных материалов, разноцветной
штукатурке, фрескам, которые украшают комнаты и коридоры. Посмотрите на этих девушек-подружек. Обратите внимание на их прически, уже тогда женщины умело укладывали волосы, кокетливо оставляя вьющуюся буклю у лба или у шеи. Все они нарядно одеты, их платья и накидки ярких цветов и подчеркивают красивую фигуру. Утонченный вкус прослеживается во всем - в движении рук, которые как бы застыли в воздухе, в изысканной одежде, в макияже, в подборе украшений. Одевшись в такой наряд и сегодня можно выйти на улицу!
штукатурке, фрескам, которые украшают комнаты и коридоры. Посмотрите на этих девушек-подружек. Обратите внимание на их прически, уже тогда женщины умело укладывали волосы, кокетливо оставляя вьющуюся буклю у лба или у шеи. Все они нарядно одеты, их платья и накидки ярких цветов и подчеркивают красивую фигуру. Утонченный вкус прослеживается во всем - в движении рук, которые как бы застыли в воздухе, в изысканной одежде, в макияже, в подборе украшений. Одевшись в такой наряд и сегодня можно выйти на улицу!
А
вот одну из таких девушек археологи, которые собственно и нашли ее, назвали
«француженкой». У нее гордый взгляд, кокетливая улыбка на лице, красивая одежда
и вздернутый носик.
Но
вернемся к самому дворцу. Надо отметить и то, что и сегодня хорошо видно, как
строители в те далекие времена укрепляли бревнами верхние этажи домов, как
украшали коридоры и комнаты, как правильно использовали все помещения дворца.
Итак,
в центре дворца находилась центральная площадь, где каждый день собирались жители:
одни покупали продукты, утварь, другие продавали свою продукцию. Это было
местом встреч и бесед.
В
западной части дворца расположены официальные государственные учреждения и
религиозные церемонии: тройная святыня (Τριμερές Ιερό), святая казна (Ιερά Θησαυροφυλάκια) и подземные
катакомбы (Υπόστυλες Κρύπτες). Там же были все
официальные постройки – дома жрецов, государственных деятелей. Все они – многоэтажные,
причем на каждый этаж ведет широкая лестница. А как вам нравится этот трон, на
котором сидели 30 веков назад?
Все внутренние
помещения дворца очаровывают изяществом и одновременно простотой, интересной
комбинацией красок на стенах, у самих колонн и мозаикой.
Кроме
центрального двора, имелись еще и другие дворы, отделанные плитами, удобные для
разного вида шествий, ритуалов, торжеств.
Обратите
внимание: здесь речь идет о дворцовых празднествах! Ученые утверждают, что
подобные акробатические трюки выполняла молодежь Кноссо, демонстрируя свою
отличную физическую подготовку и ловкость. Эти соревнования назывались
таврокафапсия (ταυροκαθάψια). Побеждал тот из участвующих, который, прыгая на спину быка, делал
сальто и хватал быка за рога. Трюк был опасным, и сделать его мог очень хорошо
натренированный юноша.
С
северного входа дворец выходил в большую бухту. У этого входа возвышенные
галереи с очаровательными фресками. Одна из них – это охота на быка.
О
высоком строительном и архитектурном мастерстве свидетельствуют смелые для тех
времен решения и «выдумки» древних инженеров и архитекторов, как световые
колодцы и многостворчатые двери, использование бревен для подпорки этажей и
стен.
Но
то, что действительно производит огромное впечатление, это то, что, несмотря на
то, что дворец многоэтажный, он построен был так, что с восходом солнца в
каждую комнату попадал солнечный свет. И по мере того, как солнце уходило на запад,
каждая из комнат оставалась светлой до самого заката. На это освещение комнат
вы сразу обратите внимание, потому что увидите, что свет проходил и через
каждую из комнат под разными углами, и через отверстия в потолке, так
называемые световые колодцы. Еще
тогда умело использовали солнечный естественный свет даже при постройках домой
и самого дворца.
Внутри
дворца вы увидите огромные парадные залы, царские покои, комнаты для отдыха.
Все во дворце было строго продумано, начиная с расположением комнат так, чтобы
в каждую из них целый день падал солнечный свет до самого вечера, и до того,
как обеспечить прохладу во всех комнатах, что было очень важно для жаркого
климата острова.
Вы,
конечно, помните, что в те времена стекло еще не изготовляли. Зато во дворце
были окна, которые … без технологии изготовления стекла были полупрозрачными!
Как это достигалось? На окна натягивали очень тонкие листы алебастра, которые
были настолько тонкими, что давали возможность не только проникновению
солнечного света, но и позволяли распознать силуэты людей, которые были за
окном.
А
это так называемые роги Минотавра, которые являлись символом царя Миноаса. Они
встречаются в разных интерпретациях. Ведь сам Миноас считал себя сыном Зевса,
который превратился в быка, чтобы соблазнить молодую красавицу Европу. Быку
посвящены много металлических и золотых статуй, им украшали храмы и дворцы.
В
восточной части были царские палаты. Там покои царицы с дельфинами на стенах и
зал с двойными топорами (διπλός
πέλεκυς). Красивые
дельфины, не правда ли?
С правой стороны дворца видны
мастерские критских ремесленников. Жили они в маленьких постройках, которые
имели жилые комнаты и дворики. Там, видимо, они изготовляли свою продукцию –
глиняные сосуды, утварь, орудия труда. Они занимались рыболовством, как,
например, этот рыбак с двумя связками рыб, которого запечатлел художник на
фреске.
С левой стороны
находились кладовые. Большое впечатление производят гигантские кладовые с
огромными сосудами для оливкового масла.
А в таких сосудах
хранили вино. В жаркие летние дни во дворце использовали следующий трюк для того,
чтобы пить всегда прохладную воду или вино: кувшин заворачивали в мокрый холст
и ставили на сквозняк. Так, глиняный сосуд студил саму жидкость, а мокрая
материя не давала теплоте проникнуть в сосуд. Маленькие хитрости жителей дворца
были необходимы потому, что температура летом поднималась высоко, и всем было
необходимо утолить жажду каким-то прохладительным напитком.
В
кладовых и погребах хранилось зерно, бобовые. В глиняных сосудах хранили вино,
оливковое масло, маслины. Здесь мы остановимся и посмотрим на них.
В
этой части дворца хранились запасы государства, а именно: зерно, оливковое
масло, вино и др. Это еще раз
свидетельствует о том, насколько была развита торговля в то время.
Некоторые
стены кладовые для продуктов были отделаны керамическими плитками, которые
очень похожи на сегодняшние плитки, которыми мы отделываем стенки в ванные
комнаты и на кухне. Там находились и оружейные склады, где хранилось военное
оружие, и царская казна с
драгоценностями.
Кладовые
занимают большое место во дворце, что свидетельствует о том, что это были очень
хозяйственные люди, заботящиеся о завтрашнем дне, что они занимались торговлей
и имели развитое хозяйство, а также то, что у них было высоко развито для того
времени чувство эстетического вкуса и этика.
Южная
часть дворца имеет чудный вид – горы, море, святилище. Вход туда через впечатляющую
лестницу ведет нас на поляну с виноградниками и оливковой рощей.
Это
все то, что вы сможете и сами увидеть. А теперь приготовьтесь узнать что-то не
просто интересное, но и удивительное. Первую известную в истории систему
водоснабжения и канализационную систему для всего города мы находим в Кноссо.
Система водоснабжения приятно удивляет и даже кажется неправдоподобной. Но это
именно так. Вода проходила вначале по каменным трубах, а затем по керамическим
с районов Кунави (Κουνάβοι) и Арханон (Αρχανών) в акведук города, откуда вода распределялась по жилым помещениям
дворца.
Посмотрите, это
каменный водовод – вот так шла вода по этому каменному пути, чтобы потом
влиться в хранилище, откуда уже по керамическим трубам доходила до каждой семьи.
Если вы уже свыклись с мыслью о том, что система водоснабжения была в 30 веке
до н.э. на Крите, то слушайте дальше.
То,
во что всем нам трудно поверить – это то, что у них были … канализация и
туалеты. Мы знаем из истории, что даже в средние века ни в одной английской
крепости не было канализации, и все нечистоты выбрасывали с крепостных стен в
ров вокруг крепости (представляете, какие запахи были вокруг крепости!). Даже в
Лувре не было туалета при царствовании Людовиков. А вот в 30 веке до н.э. на Крите
были туалеты! Итак, во дворце Кносос были водоканал и канализация! Питьевая
вода по широким каменным трубам стекала в водохранилище, а затем шла по
специальным керамическим трубам, широким и узким, в город. Эти керамические
трубы вели в каждый дом чистую питьевую воду прямо из источников через длинные
каменные водные мосты.
Керамические
трубы были сделаны так, чтобы их легко было устанавливать на месте. Кроме того,
они были так изготовлены, что давало возможность прочно их соединять – одна
труба входила в другую. Покрытия на их двух концах использовались для плавных
соединений, обеспечивая свободное течение воды и минимальную
турбулентность.
Очевидно,
считают ученые, для такого точного соединения труб, использовали шаблоны при их
изготовлении, которые обеспечивали и скорость и их количество. Структура труб подтверждает,
что использовали глину для герметизации соединений не только с внешней, но и с
внутренней стороны. Учеными было обнаружено, что в определенных участках умышленно
достигалась турбулентность за счет струи воды, которая текла в винтообразных трубах,
поднимая давление воды и увеличивая ее скорость там, где это было
необходимо.
Сосуды,
в которых купались во дворце (ванные, как мы их сегодня называем), ничем не
отличались от сегодняшних – ни видом, ни их использованием. А туалет был
настолько прост, что его можно сразу узнать по строению. Напоминает он тот
туалет, который сегодня называют почему-то «турецким». Прямо над ним находился
кран, который жители открывали, чтобы спустить воду. Поток воды забирал все
нечистоты и направлял в керамическую трубу – канализацию (называя ее
сегодняшним словом). Трубы жгли так, что они были очень прочными и
устанавливали под небольшим углом, чтобы из труб всё шло самотеком. Впервые в
истории, здесь мы встречаем сифоны. Они использовались для того, чтобы в
канализационных трубах функционировал воздух и неприятные запахи могли
улетучиваться. Кстати, и сегодня при сильном ливне дождевая вода очень быстро
уходит по этим же трубам – значит, и тогда эту систему использовали для того,
чтобы вода не могла затопить город.
Это
- апогей инженерного решения канализационной системы. Через каменные трубы
нечистоты из дворов выводили за пределы города, скорее всего в ров, чтобы не
было затоплений.
А
сейчас изюминка. И только для вас. Комнаты дворца отапливались! Да-да. Высокое
развитие общества показывает и отопительная система в комнатах дворца. Под
полом найдены трубы, в которых циркулировала горячая вода, обогревая полы и
комнаты дворца в зимние дни. Ученые не могли поверить своим глазам, когда
обнаружили эти трубы установили, для чего они были предназначены. Оказывается,
это не современный вид отопления, как многие считают сегодня, а полы отапливали
на Крите еще при царствовании Миноаса!
В
самом музее вы увидите многочисленные сосуды, домашнюю утварь, статуэтки
богини-матери - богини плодородия, чудесные фрески, а также древнейшие
керамические дощечки, написанные линейным письмом альфа (Γραμμική Α).
Вместо
заключения я хотела бы обратить ваше внимание на то, что, весь дворец, даже
видя его в сегодняшнем полуразрушенном виде, очаровывает и манит нас, ставит
перед нами задачи и вопросы, которые не дают покоя. Как эти люди могли
достигнуть такого высокого развития? Строить пятиэтажные дома и снабжать их
питьевой водой? Отапливать помещения и использовать на все 100 процентов
дневной свет? Проложить канализационную систему и украшать комнаты и стены,
залы и площади? Придумать свою письменность? Это могли сделать только люди с
высокоразвитой для того времени культурой, которые достигли бы и других высот,
если бы не землетрясения и другие обстоятельства …
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваши комментарии: