Большая часть Греции окружена морем.
Оно издавна привлекало ее жителей своей необъятностью, мистикой, очарованием.
Поэтому эллины строили небольшие лодки, затем суда для того, чтобы
удовлетворить свою любознательность и стремление к знаниям. Находки археологов
подтверждают заключения ученых о том, что греки строили суда 7000 лет назад и
бороздили Средиземное море, переходя как по мостам с одного острова Эгейского
моря на другой. Их первые известные в истории суда, не имели парусов, а
двигались только при помощи весел. На смену им пришли суда с гребцами и
парусом, который использовали при попутном ветре.
Но
и на Руси уже с 7-8 века н.э. строили небольшие суда-ладьи, плыли по рекам и
морям, доплывая до Царьграда (так на Руси называли Константинополь). Затем стали
строить суда чуть больших размеров и называть их «кораблями». Сегодня кораблями
мы называем только военные суда, входящие в военно-морской флот страны.
Слово корабль известно еще из старославянского языка – корабъ. Оно
представляет собой одно из ранних заимствований из греческого языка.
Первоисточником его является слово καράβιον, которое позднее перешло в слово κάραβος, а оттуда вошло в латинский язык – carabus. На
славянской почве это заимствованное слово подверглось некоторой переработке под
влиянием –ара- в –ра- или в –ораб-, затем буква вита в б и на конце слова
славянское окончание.
Корень
этого греческого слова можно найти во многих европейских языках. Слово корабль – исконно греческое. Но откуда и
как оно образовалось? Мы говорили о том, что у древних эллинов издавна были
морские суда. Вначале это были маленькие лодки, напоминающие ковчег, затем
первые суда, которые эллины назвали ναυς. Кстати, этот корень сохранился сегодня во многих словах: ναύτης
матрос, ναυτικός моряк, ναυτιλία мореходство, ναύαρχος адмирал, ναυάγιο кораблекрушение, ναυπηγική кораблестроение. Этот же корень прослеживается, например, в английских словах: navy, nautical, Argonaut и др. Это
были узкие и длинные суда, имеющие по 25 гребцов с каждой из сторон судна.
В
самой Греции было много бухт и маленьких заливов, поэтому изначально греческие
суда были небольших размеров, но обладали хорошей маневренностью. Примерно в 12
в. до н.э. появились новые суда, диеры (οι διήρεις).
Свое название они получили от двух рядов весел. Эти суда имели длину от 14 до
18 метров, ширину примерно 3-4 метра и водоизмещение до 22 тонн. Затем стали
строить триеры (οι τριήρεις), длиной около 40
метров и шириной до 7 метров. Триеры двигались со средней скоростью в 10 узлов,
то есть очень быстро для судов того времени. Их постройка свидетельствует о
высоком мастерстве кораблестроителей тех времен: маленькая осадка (до 1 метра),
таран на носу судна с металлическим наконечником, три уровня (два внутренних и
один внешний), на которых сидело от 150 до 170 гребцов и водоизмещением до 70
тонн. А большие размерами двойные весла находились на корме и выполняли функцию
руля-штурвала. Именно на таких триерах эллины победили в 5 веке до н.э.
Саламинский морской бой, обезвредив тяжелые и неповоротливые суда персов.
Торговые
суда резко отличались от военных триер тем, что имели высокие мачты и большие
паруса, высокий борт судна, а также вместительные трюма. Большие паруса давали
возможность развить скорость и меньше использовать труд гребцов. А уже в 7 веке
до н.э. у триер появился и якорь. Аристотель, описывая эти суда, образно
сравнивал их с большими насекомыми, имеющими микроскопические крылья. И
действительно, если посмотреть на них издали или сверху, то они похожи на тело
узкого и длинного насекомого, а весла с обоих бортов напоминают крохотные
крылья! Зато на таких судах греки могли
бороздить не только Средиземное море, но и идти на такие рискованные
путешествия, как выйти из пролива Гибралтар и обойти Европу с севера до Прибалтики,
а также оттуда повернуть и, при помощи Гольфстрима, перейти на территорию
современной Канады и Америки. Но вернемся к кораблям.
Прошли
века. Греки совершенствовались в кораблестроительном деле, постоянно искали и
совершенствовали их. Издавна эллины, как вы знаете, были любознательными, наблюдательными
и отчаянными жителями нашей планеты. Наблюдая за морским раком (καραβίδα), они заменили, что
он искусно складывает заднюю часть туловища и за счет этого быстро увиливает от
опасности. Вот они и стали совершенствовать свои суда, давая им форму морского
рака со сложенным хвостом. Так, на смену античным, пришли суда другого типа,
которые и стали называть καράβιον
- кораблями по аналогии
с морским раком (καραβίδα). Первое упоминание о них мы находим у Гесихия (Ησύχιος) в 3 в. н.э. Это были такие корабли, как дромоны (οι δρόμωνες) - длиной до 50 метров, шириной
в 7 метров и осадкой до 4 метров. Уже в 7 веке н.э. о них пишут историографы
тех времен, что впереди у них находился металлический таран (έμβολο), а также на носу
корабля был установлен выход трубы-сифона, через который выплескивалось «жидкое
пламя» (υγρό πυρ) или «греческий огонь» –
находка византийских военных мастеров. Прототипом ему послужило одно из
изобретений 5-го века до н.э., о котором
упоминает Фукидид (Θουκυδίδης) как о разжигателе пламени (πυρ), примененном в одном из морских боев того
времени. Смысл его состоял в том, что когда суда подходили друг к другу на
расстоянии 20-25 метров, с помощью сжатого воздуха и мехов этот «греческий
огонь», который усовершенствовал и практически изобрел Каллиникос (Καλλίνικος), низвергался на
судно неприятеля. Особенностью этой зажигательной смеси было то, что ее ничем
нельзя было потушить, она горела даже на поверхности воды! Представьте себе,
что секрет изготовления этой смеси хранили в строгой тайне. Этот секрет
сохранился даже после падения Византии. Поэтому мы сегодня можем только
предположить, что в его состав входили сера, нефть, кальций, селитра и др. Все
эти военные суда назывались καράβιον.
Вот
так наблюдения над поведением и маневренностью морского рака отразились на
развитии кораблестроения. Слово καράβιον «корабль» затем позаимствовали многие другие языки, например, в
болгарском кораб, в чешском,
словацком и польском языках korab. А слово «судно» в русском языке более
позднего происхождения. Оно образовалось от слова «сосуд» и сегодня означает
любое транспортное судно для перевозки грузов или пассажиров по воде. В греческом же языке ему соответствует слово πλοίο, которое произошло от
глагола πλέω плыть, плавать на поверхности, Еще у Ксенофонта
(Ξενοφών) мы
встречаем слово πλοίον, которое, как писал затем Геродот (Ηρόδοτος), пришел на смену ναυς, то есть небольшим
греческим судам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваши комментарии: